Конфликт в романах Бальзака
В романах Оноре де Бальзака конфликт очень часто определяется грубым материальным расчетом, врывающимся в мир человеческих интимных отношений; любовь и привязанности человека оказываются в зависимости от нужды, денежного расчета, бедности, словом - от материального интереса. Такими предстают пред нами «Брачный контракт», «Отец Горио», «Жизнь холостяка», «Евгения Гранде» и другие произведения.

Бальзак прекрасно демонстрирует, что в буржуазном обществе, чтобы все привести в движение достаточно лишь нажать «на пружину личного интереса». В период, когда барон Нюсинжен предпринимает первые попытки начать на бирже свою игру, масса людей из различных слоев общества включается в это дело. Своими научными опытами хочет заняться Давид Сешар. Но целому ряду лиц, по той или иной причине заинтересованных в том, чтобы воспрепятствовать его действиям, это оказывается невыгодным. Так Бальзак использует структуру своих романов, стремясь раскрыть всю запутанность и сложность отношений в буржуазном обществе.

Он раскрывает, насколько тесно в нем переплетаются интересы различных лиц. Бальзак демонстрирует, сколь тесно люди, живущие в одном регионе страны, связаны с людьми, живущими в другом регионе, и как определённые действия одних людей вызывают соответствующие действия других.

Среди некоторых романов Бальзака значительное место занимают романы с композицией, в которой чётко просматривается история молодого человека. В качестве типа романа «История молодого человека». Этот роман в XIX веке не представлял собой ничего особого. Просветители Фильдинг, Дидро, Вольтер и романтики Шатобриан, Мюссе, Байрон столь же широко использовали в своих опусах эту сюжетную линию.

Возникает вопрос о том, что же нового в эту композицию внёс (в сравнении с просветителями) Оноре де Бальзак? А это новое состоит в том, что молодой человек в произведениях Бальзака носителем субъективного авторского начала не является.