Бальзак и его художественный метод (продолжение)
Оноре де Бальзаку лучше всего удавалось описании психологических последствий порочного господства буржуазии. Это особенно хорошо просматривается в романе «Крестьяне».

Раскрывают романы Бальзака и проявление стяжательства членами общества того времени. Например, в романе «Евгения Гранде» старым ростовщиком стяжательство овладело настолько, что даже его любовь к единственной дочери под влиянием жажды золота полностью испарилась. В свои последние мгновения жизни немощный старик жадными руками хватает протянутое ему золотое распятие. Эта жуткая сцена особенно хорошо удалась Оноре де Бальзаку.

Однако справедливости ради следует отметить, что чудовищность образов, созданных им, никоим образом не противоречит глубочайшему реализму произведений, вошедших в собрание произведений под названием «Человеческая комедия».

Эта немыслимая условность, этот гротеск героев Бальзака как нельзя более точно отражают зловещую и вместе с тем довольно реальную фантастику мира отчуждения человека и мира частной собственности.

Фантастические образы Бальзака содержат больше правды, нежели образы целой дивизии писателей, которые считают, что реализм заключён в описании, а точнее - в пустопорожней наблюдательности. Бальзак (как писатель) и его герои являются выдающимися людьми, настоящими гигантами мысли и дела, весьма далекими от посредственности. Бальзака не страшит правильная абстракция, отражающая действительность полнее и глубже, нежели множество поверхностных наблюдений. Мастер слова ставит их в положения глубоко типичные, однако, в исключительные, а не в обыденные. Основой начертанной им картины мира является не внешнее правдоподобие, а реализм внутренней правды.