Бальзак и его позиция в литературной борьбе
Напряженная политическая борьба в двадцатых годах XIX века нашла в литературной борьбе своеобразное и яркое отражение. Против искусства классицизма, ставшего в период Реставрации одной из наиболее главных идеологических опор реакции, дружно ополчились молодые реалисты и передовые демократические романтики. В своем творчестве Бальзак выступает врагом последователей классицизма. Он в этой борьбе занял весьма независимую позицию. Он не встал под знамя романтизма подобно Стендалю. Когда романтизм занимал в литературе господствующее направление и когда во главе этого направления стоял Гюго – оракул школы романтизма, Бальзак выступал противником этого течения, критически высказываясь как против романтизма, так и против самого Гюго. И это при всём притом, что Бальзак высоко ценил Гюго, а так же Жорж Санд. Однако он был противником замалчивания отрицательных сторон в их романтическом методе. Оноре остроумно высмеял романтические кружки того времени, расплодившиеся во Франции, написав в 1830 году интересный очерк, который получил название.

«Романтические акафисты. Произведения поэтов-романтиков обычно зачитывались перед почитателями этого направления в литературе, которые собирались в романтических салонах. Над заседаниями таких кружков частенько посмеивался Оноре де Бальзак. Он остроумно высмеял вкусы и нравы завсегдатаев романтических кружков двадцатых годов девятнадцатого века, а так же увлечение поэтов - романтиков внешними эффектами. Но только этими пародиями Оноре не ограничился. Он в том же году написал рецензию на драму Гюго под названием «Эрнани». Эта драма в 1830 году была поставлена на сцене и сыграла весьма значительную роль в процессе разрушения старого классицистического театра. Однако Бальзака она интересовала с совершенно другой стороны. К критике этого произведения он подошел как художник-реалист, подчёркивая, что пьеса содержит грубую историческую фальшь. Всё выше сказанное свидетельствует о том, что реалистические принципы Бальзака в эстетике формируются начиная с конца двадцатых годов девятнадцатого века.