«Прощенный Мельмот»
Новелла «Прощенный Мельмот» была впервые опубликована в 1835 году, а последнее её издание при жизни Оноре де Бальзака состоялось в 1845 году и вошло в XIV том «Человеческой комедии». В основе сюжетной линии этой новеллы - легенда о вечно странствующем человеке, наделенном сверхъестественным могуществом. Этот сюжет был использован рядом писателей, в том числе английским писателем Матюреном, автором романа «Мельмот-скиталец». Бальзак надеялся, что описанный им в новелле случай послужит пищей для умов, способных понять червоточину нашей цивилизации, заменившей принцип «честь» на принцип «деньги». Стремясь к сатирическому заострению социальной темы, Бальзак использует элементы фантастики, усугубляя фантастичность самой действительности. «Город-искуситель» Париж становится в его новелле «филиалом ада», а всемогущая биржа - сердцем буржуазного мира. Писатель акцентирует внимание читателя на том, что если где, и покупать душу, так это именно в «городе-искусителе». Здесь котируется ценность королей, осуждаются политические системы, решаются судьбы целых наций. Здесь идеи и верования сопоставляются с цифрами, а сам бог берёт взаймы, а в качестве гарантий оставляет прибыли, которые получает от поступивших в его распоряжение душ: видите ли, у Папы там есть свой текущий счёт.

Карл Маркс, назвавший новеллу «Прощенный Мельмот» «маленьким шедевром», дал тем самым высокую оценку этому произведению Бальзака.