«Неведомый шедевр» из «Философских этюдов»
«Неведомый шедевр» – это один из двадцати двух «Философских этюдов», написанных Оноре де Бальзаком в гениальном произведении «Человеческая комедия». «Философским этюдам» предшествовали «Этюды о нравах», а замыкали своеобразную трилогию «Аналитические этюды».

«Неведомый шедевр» был написан в 1831 году и посвящался он соотношению правды искусства и жизни. В нём проявляется отношение автора к творчеству через описание столкновения позиций фламандского художника Порбуса и вымышленного персонажа – Френхофера. Устами Френхофера Бальзак утверждает, что задачей искусства является выражение автором своего отношения к природе, при её изображении, а не слепое копирование того, что увидено, и поэтому он задаётся целью с помощью красок создать на полотне живую женщину. По завершению работы ему кажется, что Прекрасная Нуареза, созданная им, дышит, улыбается ему и даже превосходит своим физическим и духовным обликом реального человека. Но это «совершенство», идеально выполненное Френхофером, никто, кроме самого автора работы, не видит. Его же ученики, среди которых и Порбус, в хаосе неопределённых оттенков, тонов и красок разглядели только кончик прелестной голой женской ноги. Увлечённость Френхофера формой (с одной стороны) и желание подменить искусством действительность (с другой стороны) довели гениального художника до катастрофы. Бальзак, далёкий от живописи, не принимал ни копирования, ни субъективности в нём, но был твёрдо убеждён, что искусство должно выражать душу и смысл природы.