Бальзак о противоречиях в социальной жизни
Бальзак, когда писал предисловие к своей «Человеческой комедии» отметил, что он ставит перед собой задачу полностью отразить социальную жизнь своего времени, при этом раскрыть все ее аспекты, ничего не упустив. Как художник, Бальзак интересуется общественным организмом, как целостной структурой. Явления и образы, которые автор создает в своих произведениях, он старается раскрыть, как глубоко типичные, а не события, имеющие единичное значение. Бальзак своими обличениями, читателя вплотную подводит к однозначному выводу, из которого следует, что социальные противоречия, раскрытые с такой точностью и яркостью на страницах «Человеческой комедии», в рамках данного общественного порядка не могут разрешиться. Хотя сам автор этих выводов никогда не делал. Точно так он никогда не становился на революционную позицию изменения буржуазного общества.

В этом заключается политическое мировоззрение Бальзака.

В своих романах автор с глубоким сочувствием раскрывает образы республиканцев, и одновременно сочувствует представителям аристократической прослойки общества, показывая в целом ряде своих произведений их положительными героями. Бальзак, выражая свою симпатию дворянскому обществу, показывает неизбежность его исторической гибели. Он показывает их, как общество, которое лучшей участи не заслуживает. В этом заключается главное ядро противоречий художника.

В целом ряде произведений Бальзака появляется образ благородного положительного аристократа. Прежде всего, таким героем является старый маркиз д'Эгриньон в романе Бальзака «Музей древностей». Д'Эгриньон, это аристократ, который живет принципами, присущими старому дворянскому обществу. Ему глубоко ненавистен корыстолюбивый буржуазный дух. Старый маркиз в семейном быту и в своей жизни стремится к сохранению нравов и привычек старых времен. Виктюрньен, сын д'Эгриньона, в жизни жаждет только одного – денег. Но старый маркиз не может дать ему этих денег, так как давно разорился, тогда Виктюрньен подделывает векселя. За это преступление его должны посадить на скамью подсудимых. Кредитор д'Эгриньона отказывается спасать молодого графа, мотивируя свой отказ местью всему дворянскому обществу в его лице за презрение к людям и их унижение, за обесчещенных девушек, за поля, которые были растоптаны во время охоты.