Бальзак – классический представитель писателей-профессионалов своего времени (часть 2)

Замысел о создании цикла - «Человеческая комедия», у Бальзака возник в середине 1830гг. По замыслу автора, в него должны были войти произведения, которые подчинены единому замыслу.

Писателю предстояло создать произведения, охватывающие три формы бытия: женщин, мужчин и вещи, а вернее людей с их мыслями и материальным воплощением – изобразить человека в его естественной среде обитания. Огромный цикл произведений разных жанров, которых предполагалось написать 150, а фактически было написано 98, рисовал панораму целой эпохи. Автором было создано более 2000 персонажей, которые были вовлечены в бесконечное разнообразие конфликтов и событий, десятки деловых катастроф и семейных драм, где на фоне реальных исторических событий Франции, показаны судьбы отдельных персонажей.

Бальзак писал, что его труд – это целый мир, в котором в реальном времени существует своя армия, есть свои денди и политики, свои крестьяне и ремесленники, своя буржуазия и дворянство, есть даже свой гербовник. В нем живут свои действующие лица, где существуют неоспоримые факты, связанные с определенным местом действия и

обстановкой. Полноценной жизнью в нем живут целые семьи, имеющие свою генеалогию, привязанные к определенной географической местности.

В предисловии, которое Бальзак пишет к первому изданию «Человеческой комедии», им дается принципиальное обоснование всего цикла, где движение истории он стремится показать посредством раскрытия частных судеб людей, а не через судьбы полководцев и правителей. Помимо этого, у Бальзака имелся замысел составить опись добродетелей и пороков, чтобы осмыслить жизнь общества и вынести обобщенное заключение о нем. Он писал, что ему необходимо… среди огромного множества типов, уловить скрытый смысл событий и страстей. Чтобы каким-то образом упорядочить панораму жизни, которую он создал, «Человеческой комедии», Бальзак придал стройную композицию (по принципу «Божественной комедии» Данте). Бальзак разделил «Человеческую комедию» на три части: первая из них называлась «Этюды о нравах», вторая – «Философские этюды», и заключительная – «Аналитические этюды».