Бальзак – классический представитель писателей-профессионалов своего времени (часть 6)

Бальзак так и не реализовал до конца замысел «Аналитических этюдов». В этот раздел он намеревался включить «Патологию социальной жизни», «Физиологию брака», «Монографию о добродетели») и «Анатомию педагогической корпорации». «Человеческую комедию» Э. Золя сравнивал с Вавилонской башней, которая не была достроена архитектором по причине отсутствия времени. Этим циклом, Бальзак называл его «Главное событие моей жизни», он, выступая новатором в отношении многих образов и тем, наметил пути дальнейшего постепенного развития реализма в мировой литературе.

Во французской литературе Бальзак первым открыл тему провинциальной жизни. Под тиной далёких от столицы будней он, предвосхищая Г. Флобера и писателей натуральной школы, нашел характеры, исполненные своеобразия, лица, достойные изучения. В романе «Утраченные иллюзии» Оноре де Бальзак описывает продажность прессы. Открыв для мировой литературы данную тему, причём за полвека до Ги де Мопассана, которого он величал «Милым другом».

Виктор Гюго называл Бальзака «Одним из лучших среди избранных, одним из первых среди великих». Высоко оценивая творчество Оноре, Гюго писал, что все произведения Бальзака составляют единую книгу, яркую, глубокую, полную жизни, где действует и движется вся современная цивилизация, воплощённая во вполне реальных образах, овеянных ужасом и смятением. Бальзак движется прямо к цели, вступает с современным обществом врукопашную.