Тернистый путь «Человеческой комедии»

Драмы Бальзака при жизни автора были непопулярны. В официальной литературной критике, вплоть до начала XX века, Бальзак был объявлен второстепенным писателем, владевшим литературным мастерством весьма посредственно. Не была принята к постановке театром Гётэ мелодрама «Негр» (1822год). Отданная автором в театр Ре-нессанс в 1839 году, «Школа супружества» была опубликована только в 1907 году, но в год издания не была поставлена. «Вотрен», изданный в 1840 г., после первого представления и вовсе был запрещен министром внутренних дел (на короткий срок пьеса была возобновлена в 1850 г.). Комедия «Надежды Кинолы», поставка которой была осуществлена в Одеоне весной 1842 г., после девятнадцати показов, из-за малых сборов, была снята. Постановка драмы «Памела Жиро», осуществлённая в театре Гетэ в 1843 г., оказалась настолько неудачной, что Бальзак даже не стал возражать, когда она была приписана прессой драматургам Жему и Байару, подготовившим ее сценический вариант. Комедия «Делец» не ставилась при жизни Бальзака и оказалась на сцене театра Жимназ под названием «Меркаде» в переделке Деннери только в августе 1851 г.

Определенный успех достался лишь пьесе «Мачеха». Она была показана тридцать шесть раз в бурные дни революции 1848 года в «Историческом театре». Никто из ведущих критиков девятнадцатого века, за исключением Готье, не признал величия бальзаковской драматургии. Да и в наши дни, когда писатель приобрёл всемирную известность, подлинного признания удостоились лишь прозаические произведения Бальзака, но не его драматургия.

Читайте продолжение