Обличение буржуазного общества в «Утраченных иллюзиях» и «Прощенном Мельмоте»
В произведении Оноре де Бальзака «Утраченные иллюзии» герой Давид Сешар в своём разговоре с отцом весьма цинично отозвался о своей матери, сказав, что её состояние к моменту замужества заключалось исключительно в её красоте и уме. На что старик Сешар ответил предложением вынести такое богатство на рынок и попробовать продать его, чтобы узнать истинную стоимость такого состояния.

Анализируя содержание романа «Блеск и нищета куртизанок», нельзя не обращать внимания на банкира Нюсинжен, влюблённого в куртизанку Эстер. Он договаривается со служанкой куртизанки, предлагая ей некую сумму денег, чтобы та впустила его ночью в дом Эстер. При этом идёт своеобразный торг, во время которого служанка указывает банкиру на то, что тот оплачивает место, не учитывая услуг в вопросах «чести» и «совести». На что банкир отвечает, что совесть не стоит места, но он готов прибавить пять тысяч франков на эту «статью». А вот служанка не согласна с таким решением и предлагает банкиру заплатить ей за совесть двадцать тысяч франков и за место пять тысяч франков. При этом она добавляет к своей просьбе пожелание в адрес банкира: захватить с собой тридцать тысяч франков и прибыть на улицу Тэбу в полночь. Как видим, честность горничной, как фиакр, после двенадцати часов ночи оплачивается гораздо дороже.

Здесь Бальзак раскрывает (в остро парадоксальной форме) волчьи принципы отношений в буржуазном обществе: совесть так же оценивается, как и любой предмет, продаваемый или покупаемый на рынке.

В рассказе «Прощенный Мельмот» парижская биржа характеризуется как место, где: котируется ценность королей; где прикидываются на весах целые нации; где политическим системам выносится приговор; где по стоимости пятифранковой монеты расценивается правительство. Бальзак показывает, как эти рыночные отношения проникают во все сферы человеческой жизни, захватывая при этом сферу интимных отношений, которая измеряется только золотой монетой, как и все другое.